+7-903-575-00-87

lenivka@yandex.ru

Беседы о мозаике

Беседы о мозаике

Начиная беседы о мозаике, хочу оговорить, что это будут отдельные заметки художника, его впечатления от памятников искусства, советы на основе собственного творческого опыта и теоретические размышления.

Для того чтобы понять, что такое искусство мозаики, необходимо изучить его истоки и природу. Дошедшие до нас древние мозаики почти всегда украшали архитектурные сооружения. Зодчих и художников эта техника привлекала своей прочностью и долговечностью. В сравнении с другими живописными техниками мозаика наиболее устойчива к различным воздействиям. Ее трудно механически повредить, цвет ее практически не выгорает, она легко моется. Мозаичными изображениями можно покрывать полы зданий и целые площади под открытым небом, мозаичными картинами украшать стены. Умело выполненные мозаичные произведения придают архитектуре удивительную выразительность.

Родиной мозаичного искусства можно считать Римскую империю. Именно на территории Италии и провинций Римской империи в бассейнах Средиземного моря, богатых большим количеством разнообразных минералов, зародилось и расцвело искусство мозаики из натурального камня, материалов, которые давала сама природа. Это разного цвета мраморы, граниты, самоцветы, морская галька.

Мозаичные произведения античного периода отличаются особым своеобразием, свободным рисунком, разнообразием сюжетов. Они очень живописны, хотя и выполнены довольно скромными по цвету природными материалами. Таковы мозаичные полы Карфагена, мозаики в термах Каракала, Помпеях и в раскопках Херсонеса.

С приходом христианства новая идеология предает забвению и отрицает все языческое. Центром культурного развития христианства становится выделившаяся из Римской империи Византия. При строительстве новых храмов все стены покрывают живописью, мозаичными картинами с изображением библейских сюжетов, раскрывающих новое учение. Новое мировоззрение требует другой, отличной от прежней, изобразительной формы. Из мозаичных произведений уходит прежняя свобода композиции. Характер живого свободного рисунка постепенно заменяется строгими, как бы начерченными на стенах образами. Сам мозаичный набор становится более строгим и почти с математической точностью рассчитанным.